Принцип работы и самоочистка сажевого фильтра

Принцип работы и самоочистка сажевого фильтра

 

С введением нового экостандарта «Euro-4», в котором четко регламентируется количество вредных выбросов продуктов сгорания топлива в атмосферу. Именно это и вынудило разработчиков автомобилей применять различные технические решения, позволяющие значительно снизить количество монооксида углерода (СО) и оксида азота (NО) в выхлопных газах автомобилей. С 2004 года на все автомобили, оборудованных дизельными двигателями, устанавливается специальная система нейтрализации сажи, основным элементом которой является сажевый фильтр.

Основное назначение сажевого фильтра исходит из его названия – задерживать частицы сажи, образующейся при сгорании дизельного топлива. В настоящее время на дизельные двигатели устанавливаются сажевые фильтры открытого и закрытого типа с функцией регенерации. Основным фильтрующим элементом является специальный пористый керамический наполнитель, способный задерживать частицы сажи при прохождении через них выхлопных газов. Регенерация происходит следующим образом: блок электронного управления отслеживает давление выхлопных газов и в случае, если засорился сажевый фильтр, запускает процесс его очистки.

Способы регенерации бывают активными и пассивными. При пассивном способе регенерации накопившаяся сажа сжигается во время движения автомобиля, когда температура внутри фильтра свыше 400 С. В случае, если пассивная регенерация невозможна, например при движении автомобиля на малых скоростях, электронная система запускает активную регенерацию.  При этом в цилиндры дизеля подается дополнительная порция топлива, в результате чего топливная смесь сгорает не полностью и происходит ее дожигание в катализаторе, установленным перед сажевым фильтром. После этого раскаленные выхлопные газы разогревают сажевый фильтр до температуры выжигания сажи.

Об этом свидетельствует появление черного дыма из выхлопной трубы. В системе выпуска отработавших газов современного дизеля присутствует несколько датчиков: термодатчик, датчик разности давления и датчик кислорода (лямбда-зонд). При нарушении работы системы подачи топлива, нормальная работа по регенерации сажевого фильтра становится невозможной. При этом на приборной панели появляется информация о включении аварийного режима работы, двигатель теряет мощность, максимальные обороты падают до 2500 об/мин, повышается расход топлива и дымность выхлопа. Такой режим не проходит бесследно для двигателя. При нарушении сгорания топлива, происходит выжигание моторного масла.

Кроме того, несгоревшее дизельное топливо, смешиваясь с маслом, разжижает его и ухудшает смазку трущихся деталей, что негативно сказывается на сроке службы двигателя.  При такой эксплуатации масло, смешиваясь с дизтопливом, может попасть внутрь интеркулера, что чревато гидравлическим ударом. Зачастую причиной высокого давления внутри выпускного тракта является выход из строя клапана системы рециркуляции отработавших газов (EGR), либо выход из строя клапана EGR провоцирует засорение сажевого фильтра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>