Аквапланирование — фактор риска

Аквапланирование - фактор риска

 

Насколько велика вероятность проблем с контролем движения автомобиля  во время «мокрых сезонов»? Существует мнение, что для того чтобы избежать аквапланирования, достаточно не летать по дорогам, а ездить по ним.

Основной и наиболее часто встречающийся вердикт  ДТП — водитель не справился с управлением. Увеличивая скорость на мокром покрытии, водитель автоматически увеличивает риск потери контроля над ним по причине того, что он может поплыть. Однако скорость является не единственным фактором, влияющим на возникновение этого эффекта.

Допустим, сила сцепления шины на сухой дороге равна единице. В этом случае, сцепление на  мокром покрытии будет около 0.5, при попытке вождения на льду — на порядок меньше. Тогда как в случае аквапланирования, шина теряет полностью контакт с дорогой. Автомобиль планирует над дорожным покрытием по тонкой водяной пленке, и возможность управлять машиной падает до нуля. Что же такое  аквапланирование? При каких условиях возникает этот эффект и можно ли его  избежать?

Процесс передвижения по поверхности дороги, покрытой слоем воды,  снежной каши или жидкой грязи происходит таким образом: каждое колесо выдавливает жидкость из-под себя, тем самым уменьшая зону контакта с поверхностью, всё это собирается перед колесом в небольшой водяной вал. Метод многократных испытаний показал, что давление в этом месте около 2 бар, при высоте вала от 1 до3 см. Сила, с которой клин воды вдавливается в месте, где соприкасаются шина и дорожное покрытие, можно рассчитать, приняв среднюю ширину протектора легкового автомобиля около 15см. В таком случае это давление может достигать от 30 до40 кг.

Пока шина выдавливает клин воды, создается контакт с поверхностью дорожного полотна. Стабильность и эффект от этого процесса зависит от нескольких факторов: от толщины водяной пленки на дороге, от рисунка протектора на данной шине и от скорости данный момент времени. Всё факторы взаимосвязаны и влияют на поведение машины.

Поверхность колеса со временем «лысеет», глубина канавок протектора становится слишком мала, поэтому там, где колесо соприкасается с дорогой, скапливается большое количество воды. Такие  вытертые шины даже при самой малой толщине водяной пленки всего 1мм и скорости 100км/ч не смогут стабильно вытеснять влагу из-под колеса. Водяной вал  со временем будет всё сильнее влиять на сцепление с дорогой. В какой-то момент он оторвет шину от дорожного полотна, и автомобиль начнет плыть по поверхности водяной пленки. В этот момент даже экстренное торможение не даст особого эффекта, так как мгновенно процесс аквапланирования прекратить не получится. Автомобиль теряет управление и может хаотично крутиться по дороге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>